Неточные совпадения
И поэтому, не будучи в
состоянии верить в значительность того, что он делал, ни смотреть на это равнодушно, как на пустую формальность, во всё время этого говенья он испытывал чувство неловкости и стыда, делая то, чего сам не понимает, и потому, как ему говорил
внутренний голос, что-то лживое и нехорошее.
Вместо попыток разъяснения его душевного настроения и вообще всей
внутренней его жизни стояли одни факты, то есть собственные слова его, подробные известия о
состоянии его здоровья, чего он пожелал тогда-то при свидании, о чем попросил ее, что поручил ей, и прочее.
Он, конечно, не мог, да и не хотел заботиться о своем болезненном
состоянии. Но вся эта беспрерывная тревога и весь этот ужас душевный не могли пройти без последствий. И если он не лежал еще в настоящей горячке, то, может быть, именно потому, что эта
внутренняя беспрерывная тревога еще поддерживала его на ногах и в сознании, но как-то искусственно, до времени.
Бездействующий разум не требовал и не воскрешал никаких других слов. В этом
состоянии внутренней немоты Клим Самгин перешел в свою комнату, открыл окно и сел, глядя в сырую тьму сада, прислушиваясь, как стучит и посвистывает двухсложное словечко. Туманно подумалось, что, вероятно, вот в таком
состоянии угнетения бессмыслицей земские начальники сходят с ума. С какой целью Дронов рассказал о земских начальниках? Почему он, почти всегда, рассказывает какие-то дикие анекдоты? Ответов на эти вопросы он не искал.
С Нехлюдовым не раз уже случалось в жизни то, что он называл «чисткой души». Чисткой души называл он такое душевное
состояние, при котором он вдруг, после иногда большого промежутка времени, сознав замедление, а иногда и остановку
внутренней жизни, принимался вычищать весь тот сор, который, накопившись в его душе, был причиной этой остановки.
Вопрос ставится о двух
состояниях мира, которые соответствуют двум разным структурам и направлениям сознания, прежде всего дуализма свободы и необходимости,
внутренней соединенности и вражды, смысла и бессмыслицы.
Женихи сотнями увивались за наследницею громадного
состояния; но общество, толпившееся за обедами и на вечерах Полозова, было то общество слишком сомнительного типа, слишком сомнительного изящества, которое наполняет залы всех подобных Полозову богачей, возвысившихся над более или менее приличным, не великосветским родным своим кругом, и не имеющих ни родства, ни связей в настоящем великосветском обществе, также более или менее приличном; они становятся кормителями пройдох и фатов, совершенно неприличных уже и по внешности, не говоря о
внутренних достоинствах.
Масонство было у нас стремлением к
внутренней церкви, на видимую церковь смотрели, как на переходное
состояние.
Павел исполнил все это и вышел в очень неудовлетворенном
состоянии: ему казалось, что он слишком мало покаялся; и потому, чтобы хоть как-нибудь пополнить это, он, творя
внутреннее покаяние, прослушал все правила и в таком же печальном и тревожном
состоянии простоял всю заутреню.
Когда эта умная женщина, достаточно умудренная в изворотах и петлях
внутренней политики, прочла докладную записку Родиона Антоныча, то пришла положительно в восторженное
состояние, хотя такие душевные движения совсем были не в ее натуре.
Наступило гробовое молчание, точно в ожидании вердикта присяжных. Приходилось садиться обедать одним, причем генерал испытывал крайне угнетенное
состояние духа. Прейн тоже ругался на пяти языках, хотя по его беззаботному виду и невозможно было разгадать эту лингвистическую
внутреннюю бурю.
Уйду ли?» И опять, с робко замирающим сердцем, бледнея от
внутреннего волнения, досадуя на самого себя, он чувствовал, что не в
состоянии это сделать.
Знаете, я все добиваюсь, нельзя ли как-нибудь до такого
состояния дойти, чтоб внутри меня все вконец успокоилось, чтоб и кровь не волновалась, и душа чтоб переваривала только те милые образы, те кроткие ощущения, которые она самодеятельно выработала… вы понимаете? — чтоб этого внешнего мира с его прискорбием не существовало вовсе, чтоб я сам был автором всех своих радостей, всей своей
внутренней жизни…
И сколько еще встречается на свете людей, которые вполне искренно убеждены, что с жиру человек может только беситься и что поэтому самая мудрая
внутренняя политика заключается в том, чтоб держать людской род в
состоянии более или менее пришибленном!
Но и в сем жалком
состоянии падения не вконец порвалась связь человека с началом божественным, ибо человек не отверг сего начала в глубине существа своего, как сделал сие сатана, а лишь уклонился от него похотью, и, в силу сего внешнего или центробежного стремления, подпавши внешнему рабству натуры, сохранил однако
внутреннюю свободу, а в ней и залог восстановления, как некий слабый луч райского света или некое семя божественного Логоса.
В этом-то
состоянии начинает раскрываться
внутреннее слово.
Всякое
состояние по этому учению есть только известная ступень на пути к недостижимому
внутреннему и внешнему совершенству и потому не имеет значения. Благо только в движении к совершенству, остановка же на каком бы то ни было
состоянии есть прекращение блага.
Учение Христа тем отличается от прежних учений, что оно руководит людьми не внешними правилами, а
внутренним сознанием возможности достижения божеского совершенства. И в душе человека находятся не умеренные правила справедливости и филантропии, а идеал полного, бесконечного божеского совершенства. Только стремление к этому совершенству отклоняет направление жизни человека от животного
состояния к божескому настолько, насколько это возможно в этой жизни.
Там внешнее
состояние жестокости и рабства людей было в полном согласии с
внутренним сознанием людей, и каждый шаг вперед увеличивал это согласие; здесь же внешнее
состояние жестокости и рабства находится в полном противоречии с христианским сознанием людей, и каждый шаг вперед только увеличивает это противоречие.
Среди этого ужасного
состояния внутреннего раздвоения наступали минутные проблески, когда Бобров с недоумением спрашивал себя: что с ним, и как он попал сюда, и что ему надо делать? А сделать что-то нужно было непременно, сделать что-то большое и важное, но что именно, — Бобров забыл и морщился от боли, стараясь вспомнить. В один из таких светлых промежутков он увидел себя стоящим над кочегарной ямой. Ему тотчас же с необычайной яркостью вспомнился недавний разговор с доктором на этом самом месте.
Так обыкновенно дюжинные и испорченные натуры судят о натуре сильной и свежей: они, судя по себе, не понимают чувства, которое схоронилось в глубине души, и всякую сосредоточенность принимают за апатию; когда же наконец, не будучи в
состоянии скрываться долее,
внутренняя сила хлынет из души широким и быстрым потоком, — они удивляются и считают это каким-то фокусом, причудою, вроде того, как им самим приходит иногда фантазия впасть в пафос или кутнуть.
Под действительною жизнью, конечно, понимаются не только отношения человека к предметам и существам объективного мира, но и
внутренняя жизнь человека; иногда человек живет мечтами, — тогда мечты имеют для него (до некоторой степени и на некоторое время) значение чего-то объективного; еще чаще человек живет в мире своего чувства; эти
состояния, если достигают интересности, также воспроизводятся искусством.
Красота и величие действительной жизни редко являются нам патентованными, а про что не трубит молва, то немногие в
состоянии заметить и оценить; явления действительности — золотой слиток без клейма: очень многие откажутся уже по этому одному взять его, очень многие не отличат от куска меди; произведение искусства — банковый билет, в котором очень мало
внутренней ценности, но за условную ценность которого ручается все общество, которым поэтому дорожит всякий и относительно которого немногие даже сознают ясно, что вся его ценность заимствована только от того, что он представитель золотого куска.
Тяжелая дремота сковывала и томила его. Но, как это всегда бывает с людьми, давно выбившимися из сна, он не мог заснуть сразу. Едва только сознание его начинало заволакиваться темной, мягкой и сладостной пеленой забвения, как страшный
внутренний толчок вдруг подбрасывал его тело. Он со стоном вздрагивал, широко открывал в диком испуге глаза и тотчас же опять погружался в раздражающее переходное
состояние между сном и бодрствованием, похожее на бред, полный грозных видений.
Но зато
состояние усыпления становилось всё сильнее и сильнее. За это время он узнал о смерти своей матери и о выходе замуж Мэри. Оба известия он принял равнодушно. Всё внимание, все интересы его были сосредоточены на своей
внутренней жизни.
Это значит, что мысль усвоена ими с полнотою и ясностью, достаточною для того, чтобы возбудить в них
внутреннее чувство, — и счастлив учитель, который умеет часто приводить своих учеников в такое
состояние.
Для истинного движения жизни не только не нужна, но вредна внешняя суетливая деятельность. Ничегонеделание без увеселений, доставляемых трудами других людей, есть самое тяжелое
состояние, если оно не наполнено
внутренней работой, и потому, если человек живет вне условий роскоши, доставляемой чужим трудом, то человек этот не будет празден. Вред человечеству главный не от праздности, а от делания того, что не нужно и вредно.
Может быть, что для прежнего
состояния людей было нужно государственное устройство; может быть, для некоторых людей оно нужно еще и теперь, но люди не могут не предвидеть того
состояния, при котором насилие может только мешать их мирной жизни. А видя и предвидя это, люди не могут не стараться ввести такой порядок, в котором насилие стало бы и ненужно и невозможно. Средство же осуществления этого порядка есть
внутреннее совершенствование, не допускающее участия в насилии.
При данном
состоянии мира и человека мировая душа действует как внешняя закономерность космической жизни, с принудительностью физического закона [Эту софийность души мира, или общую закономерность всего сущего, стремится постигать и так называемый оккультизм, притязающий научить не внешнему, но
внутреннему «духовному» восприятию сил природы.
Согласно еще более крайнему мнению, принадлежащему Я. Беме, и самый пол есть уже следствие грехопадения, ибо жена создана человеку уже после его
внутреннего отделения от Jungfrau Sophia [Дева София (нем.).], в первозданном
состоянии человек пребывал сверхполым.
Если это так, то должно, отвлекаясь от всего внешнего, обращаться преимущественно к
внутреннему, не склоняясь ни к чему внешнему, и ничего не знать обо всем, а прежде всего о своем
состоянии, затем и об идеях, ничего не знать о себе самом и таким образом погрузиться в созерцание (θέα) того, с чем делаешься единым.
Таковым можно считать эдемское
состояние прародителей до грехопадения, и такова же
внутренняя, онтологическая, норма человеческого творчества.
Внутреннее противоречие, которым разъедается «серая магия», состоит в несоответствии его основы и фактического
состояния, — софийности его корня и антисофийности его бытия.
Пугачевщина и другие
внутренние волнения, беспрестанные пожары, от которых гибли тысячи селений и выгорали целые города, не сообразные с силами податного
состояния налоги довели страну почти до нищеты, которую не трудно было заметить сквозь покрывало блеска, славы и роскоши, которое искусная рука Екатерины набрасывала на положение дел.
В объективированной природе нельзя искать души мира,
внутренней жизни космоса, потому что она не есть подлинный мир, но мир в падшем
состоянии, мир порабощенный, отчужденный, обезличенный.
Богу боятся приписать
внутренний трагизм, свойственный всякой жизни, динамику, тоску по своему другому, по рождению человека, но нисколько не боятся приписать гнев, ревность, месть и пр. аффективные
состояния, которые считаются предосудительными для человека.
Этика закона исполнима, но она бессильна бороться с помыслами и изменить
внутреннее духовное
состояние человека.
То чувство, которое выражается в людях страхом смерти, есть только сознание
внутреннего противоречия жизни; точно так же, как страх привидений есть только сознание болезненного душевного
состояния.
И вдруг в человеке это высшее свойство его природы производит в нем такое мучительное
состояние, что часто, — всё чаще и чаще в последнее время, — человек разрубает Гордиев узел своей жизни, убивает себя, только бы избавиться от доведенного в наше время до последней степени напряжения мучительного
внутреннего противоречия, производимого разумным сознанием.
В Россию Толстой возвращается в апреле 1861 года, в самый разгар радостного возбуждения и надежд, охвативших русское общество после манифеста 19 февраля об освобождении крестьян Толстой рассказывает: «что касается до моего отношения тогда к возбужденному
состоянию общества, то должен сказать (и это моя хорошая или дурная черта, но всегда мне бывшая свойственной), что я всегда противился невольно влияниям извне, эпидемическим, и что, если я тогда был возбужден и радостен, то своими особенными, личными,
внутренними мотивами — теми, которые привели меня к школе и общению с народом».
Этот процесс внедрения духа вовне означает
внутренний момент духовного пути, означает лишь
состояние духовности.
Подлинная свобода есть выражение космического (в противоположность хаотическому)
состояния вселенной, ее иерархической гармонии,
внутренней соединенности всех ее частей.
Князь Сергей Сергеевич вернулся к себе в Луговое в отвратительном
состоянии духа. Это
состояние, как результат посещения Зиновьева, было с ним в первый раз. Происходило оно вследствие той душевной борьбы, которая в нем происходила по поводу данного им княжне обещания под влиянием минуты и охватившего его молодечества ни за что не отступиться от него. Между тем какое-то
внутреннее предчувствие говорило ему, что открытием заповедной беседки он действительно накликает на себя большое несчастье.
Настасья Лукьяновна сидела и слушала его наружно спокойная, и только по стиснутым губам, да по метавшим искры глазам можно было догадаться о
внутреннем ее
состоянии.
Это
состояние мужа не ускользнуло от графини. Ей стало жалко его, она поняла то
внутреннее чувство, которое царило в эту минуту в ее сердце. Ей страстно захотелось чем-нибудь утешить его.
А мне будто захотелось показать ему свою чувствительность и я, не вслушиваясь в его речи, стал себе воображать
состояние своего
внутреннего человека и осенившую меня милость Божию.
Для всякого, кто верит в существование истины и правды, не может быть безразлично духовное
состояние народа, степень его
внутренней свободы в момент изъявления его воли, проникновения этой воли правдой.
Большевизм соответствует духовному
состоянию русского народа, выражает внешне
внутренние духовные распады, отступничество от веры, религиозный кризис, глубокую деморализацию народа.